• Размер шрифта:
  • Цвета сайта:
  • Изображения:
  • Настройки
  • Шрифт:
  • Интервал между буквами (Кернинг):
 
+7 (812) 565-19-25
многоканальный
с 10:00 до 17:00
English Показать/скрыть
Версия для печати

От десмургии к менеджменту раны: эволюция роли медицинской сестры через инновационное профессиональное образование

И. С. Бахтина, Л. В. Гардеробова, И. Н. Баландина

Актуальность раневой патологии не теряет значимости в любое время. По данным специалистов Международной ассоциации по лечению ран (EWMA), превалентность хронической раневой патологии в развитых странах составляет более 30 тыс. случаев с наибольшими показателями в возрастной группе 65 лет и старше. Учитывая сложившуюся тенденцию к постарению населения, в современный период раны можно отнести к социально значимым заболеваниям, требующим изменения подходов в системе оказания медицинской помощи при данной патологии.

К настоящему времени методология местного ведения хронических ран претерпела значительные изменения, а классическая десмургия с применением бинтов и ватно-марлевых повязок уступила место системному подходу в лечении ран. С исторических позиций в местной терапии хронических язвенных дефектов выделяют три основные теории в ведении ран: теорию влажного заживления, теорию дифференцированного подхода в зависимости от этио­патогенеза раны и теорию обработки основания раны.

Эволюционные изменения в этиологии и патогенезе ран, появление новых научно обоснованных методов и технологий лечения ран (отличных от классических методов десмургии) привели к кардинальной трансформации задач, которые стоят перед медицинскими специалистами. В частности, меняются роль и профессиональные компетенции среднего медперсонала: от преобразования функций медицинской сестры перевязочной к функциям специалиста по менеджменту (ведению) ран. В основе формирования новых компетенций такого специалиста находятся принципы доказательной сестринской практики, а профессиональная деятельность медсестры рассматривается как самостоятельная клиническая практика, исходящая из конкретной клинической ситуации. В современных клинических руководствах EWMA внимание специалистов акцентируется на междисциплинарном подходе в оказании качественной помощи пациентам с описанием следующих функций медицинской сестры по ведению ран:

  • оценка состояния пациента и раны;
  • составление и коррекция плана лечения;
  • механическая обработка раны;
  • подбор перевязочных средств и перевязка;
  • работа с дренажами;
  • динамическое наблюдение под руководством врача;
  • клиническая экспертиза.

Кроме того, зарубежный опыт показывает, что при наличии команды профессионалов и подготовленных специалистов квалифицированная медицинская помощь таким больным может быть оказана не только в условиях стационара, но и в специализированных центрах по лечению ран, а также на дому.

Подготовка специалистов по вопросам менеджмента ран, максимально отвечающих запросам отрасли здравоохранения, является актуальной задачей для системы дополнительного профессионального медицинского образования. В настоящее время на базе Санкт-Петербургского центра последипломного образования ФМБА России реализуется инновационный практикоориентированный модульный учебный курс «Менеджмент раны». Программа курса разработана согласно современным клиническим рекомендациям, основанным на принципах доказательной медицины и сестринской практики, в содружестве с отечественными и международными профессиональными организациями (EWMA, «Чистая рана») и реализуется в формате сетевого партнёрства с ведущими медицинскими организациями и фирмами — производителями современного медицинского оборудования и перевязочных средств. Программа предназначена для реализации в системе повышения квалификации медсестёр, фельдшеров и акушерок на циклах «Сестринское операционное дело», «Скорая и неотложная помощь», «Сестринское дело в хирургии», «Сестринское дело в травматологии», «Охрана здоровья работников промышленных предприятий».

Для решения задач курса «Менеджмент раны» создан учебно-методический комплекс, включающий программу симуляционного модуля, базу кейсов и алгоритмов сестринских технологий по ведению ран, клинические задачи для оценки компетенций.

В результате освоения программы модульного курса в условиях симуляционной лаборатории специалисты приобретают компетенции по разработке и применению на практике плана ухода за больными с острыми и хроническими ранами; выбору и применению современных перевязочных средств для ухода за ранами. В основе модуля лежит междисциплинарный подход к вопросам лечения ран. Практические занятия и тренинги осуществляются ведущими профильными специалистами на клинических базах медучреждений Санкт-Петербурга: КБ № 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России, городского Диабетического центра.